Меню

На Северном флоте, в Североморске, основные силы военных строителей были направлены на возведение военной инфраструктуры — доков, причалов, судоремонтных заводов, аэродромов, ангаров, ракетных шахт, маяков.

Однако, в том числе и благодаря военным проектировщикам, строителям посреди сопок и тундры, на побережье Баренцева моря и на островах Северного Ледовитого океана выросли целые города, гарнизоны и поселки. Дороги и мосты соединили отдаленные населенные пункты с административным центром Кольского полуострова. Заслуга ветеранов-­строителей неоценима в освоении и развитии российского Севера, их дело продолжает современное поколение созидателей.

Ежегодно в преддверии Дня ВМФ почетная делегация ветеранов «Северовоенморстроя» — легендарного строительного управления, посещает флотскую столицу, наносит визиты командующему СФ, руководителям муниципалитета. Вот и в этом году в Североморске побывали полковник Василий Макарович Комов, полковник Владимир Леонидович Быков, генерал-­лейтенант Алексей Алексеевич Макарычев, генерал-­полковник Леонид Вениаминович Шумилов, генерал-­лейтенант Сергей Альбертович Майоров. Всех их объединяет общее профессиональное прошлое — служба в «Северовоенморстрое». В разные годы все они внесли весомый вклад в развитие инфраструктуры СФ, укрепление его боеспособности.

Прогулявшись по флотской столице, поселкам нашего ЗАТО ветераны-­строители поделились с корреспондентом «СВ» воспоминаниями о годах службы, начале больших строек военных объектов, жилфонда, социальных и культурных учреждений по всему Кольскому полуострову.

Генерал-­лейтенант Сергей Альбертович Майоров:
— Я пошел по стопам своего отца, поступил в 1974 году в Ленинградское Высшее военно-­строительное Краснознаменное училище имени генерала армии А. Н. Комаровского (ранее — ВИТУ ВМФ) на факультет «Строительство военно-­морских баз». После окончания училища был направлен на 206‑й завод на должность начальника строительно-­монтажного участка, занимался реконструкцией завода в Комбинат железобетонных изделий. После реконструкции комбинат начал выпуск двух полносборных серий жилых домов, которые возводились во всех гарнизонах и городах Кольского полуострова.
В 1992 году я был назначен главным инженером «Северовоенморстроя», через два года был переведен на Балтийский флот. Спустя 8 лет вернулся на Север для выполнения важной задачи — реконструкции жилья и строительства спортивного центра с аквапарком в гарнизоне Видяево. Подводники переживали тогда сложнейший перод — гибель атомной подлодки «Курск». Трагедия, обрушившаяся на маленький гарнизон, потрясла всю страну, и командованием СФ были приняты все силы, чтобы семьи подводников отошли от шока и вернулись к обычной жизни. Завершили мы стройку аквапарка в 2003 году, разительно обновился и жилфонд, была решена многолетняя проблема с центральным теплоснабжением. Строили комплекс как семейный центр, с тренажeрным залом, боулингом, бассейном — всe это разместилось на 5 тысячах кв. метров. Кстати, благодаря спорткомплексу в Видяево появилось более 100 новых рабочих мест, в основном их заняли жены офицеров. Так строители внесли свой вклад в восстановление жизни в гарнизоне, ведь новостройки — это не только бытовой комфорт, но и обновление эмоций, восприятия жизни, понимание, что впереди у гарнизона, людей, в нем живущих, есть будущее.

Василий Макарович Комов, полковник:
— В 1975 году я окончил ВИТУ в Ленинграде и был направлен для прохождения дальнейшей службы на Северный флот. Первым местом, где были нужны мои знания, стал поселок Ревда. Здесь было необходимо «врезаться» в существующую ветку железной дороги и продолжить ее. Построили мы насыпь в 14,5 км, 2 моста, положили рельсы и пустили первый тепловоз. Этой стройке я отдал 2,5 года. Но моя специализация — гидротехник, и у вышестоящего командования я попросил направление по профессии. Командование выдало мне направление — Гремиха, Видяево, Гаджиево. Затем — 35‑й судоремонтный завод в Росте, вот это назначение попало в точку, именно этому меня учили: гидротехнические сооружения — моя стихия. Мы приступили к строительству камеры дока. Док — это такая, грубо выражаясь, искусственно созданная «яма», куда входит корабль, потом закрывается затвор, вода откачивается и корабль оказывается на стапель-­площадке. Стапель-­площадка для корабля — это как для ребенка колыбель. У каждого корабля, теплохода, парохода она своя, и после спуска корабля на воду передается на корабль в форме чертежей, а в дальнейшем используется при судоремонте.
Мой первый док был длиной 200 метров. Все находилось в скале, и мы много времени отдали на буро-взрывные работы. С помощью управляемых взрывов готовили стройплощадку — это ювелирная работа, которую необходимо выполнить, не создавая угрозы для уже существующих объектов.
Настоящего строителя отличает одинаковое отношение к любому объекту — ­будь-то корабельный док, детский сад или жилой дом. С особой теплотой Василий Комов говорит о строительстве детского сада в Росте, где благодаря творческому подходу было найдено замечательное решение — пустые, скучные стеклоблоки лестничных проемов заменили на цветную мозаику с изображением бабочек и цветов, подсветили их. Эти панно до сих пор радуют малышей и их родителей.
— Мы осознавали, что жилые дома мы сдавали не просто стройинспекции, а городу, людям, — продолжает Василий Комов. — Благодаря высоким темпам строительства Мурманск вышел в 80‑е годы на 5–6 место в стране не только по объемам, но и по качеству производимых работ. При приемке здания внимание уделялось мельчайшим деталям, причем, не только конструктивным. Помню, приходили две женщины в белых перчатках, одна — начальник, другая — зам. Говорят, если мы поднимемся на верхний 12‑й этаж по лестничным маршам и у нас перчатки запачкаются, мы дом не примем. Потому что отдать дом людям надо было в таком состоянии, чтобы они вошли в него и стали жить, тогда совесть строителей будет чиста.

Генерал-­лейтенант Алексей Алексеевич Макарычев:
— Я прошел все этапы становления — от лейтенанта до главного инженера и затем начальника «Северовоенморстроя» в 1983–1986 годы. За ударную строительную пятилетку, за первые места во всех соцсоревнованиях, — 1981–1985 годы — нам, строителям-­североморцам, вручили переходящее Красное знамя.
За 23 года на службе, несмотря на все трудности сложного периода развития Северного флота, я влюбился в Север, всё было интересно молодому строителю. Поступала на флот новая техника, корабли, подводные крейсера, самолеты, нужно было вести строительство современных баз и гарнизонов. География строек «СВМС» была обширнейшей, в огромном коллективе под руководством талантливых начальников Аниканова, Закиматова, Спирина, Жидяева, Пажитнова, Гоголева трудились 57 тысяч человек. Мы вспоминаем с теплотой то время, и вот уже 29 лет ежегодно собираем наше северное строительное братство в Санкт-­Петербурге. Я горжусь тем, что я воспитанник «Северовоенморстроя», что в моей судьбе была служба на Северном флоте, что я был участником крупнейших строек того времени.

Полковник Владимир Леонидович Быков:
— Я прибыл в Североморск лейтенантом в 1981 году после окончания Военного инженерно-­технического училища (ВИТУ) в Ленинграде. Встретил нас замкомандующего СФ по строительству Олег Карпович Аниканов. Нам, молодым лейтенантам, было удивительно и приятно такое внимание высокого начальства к нашим дипломам, заслугам, достижениям, с этого впечатления и начался наш служебный путь. Поначалу я получил распределение в город Вьюжный (после 1994 года Снежногорск). На слух, помню, услышал — «поедешь в Южный». Удивился еще тогда, — «Какой Южный? Может южный берег Баренцева моря?». Как оказалось Вьюжный не зря так назывался, вьюги и ветра там были отменные. Служил на «Нерпе» — заводе по ремонту и утилизации атомных подводных лодок. В середине 80‑х здесь началось строительство интереснейшего объекта, уникального в Советском Союзе, да и во всем мире, — эллинга, где могут разместиться сразу 5 подводных лодок. Под его строительство мы делали выемку скальной породы объемом 3 миллиона кубометров!
В 1987 году я вновь переведен в Североморск. Будучи заместителем начальника технического отдела «Северовоенморстроя», а потом, находясь на должности начальника отдела, занимался строительством всех крупнопанельных домов в Североморске. 75‑й Комбинат железобетонных изделий на ул. Заводской после внедрения новой (на тот момент) технологии по производству сборных конструкций для строительства жилых домов позволил в оперативные сроки возводить все панельные дома в Североморске и не только. Мы сдавали в 1980‑е годы в Заполярье в год более 150 тысяч м2. И до сих пор все эти дома стоят, они жилые, срок их эксплуатации до 70 лет. Отдельная благодарность здесь и нашим проектировщикам из «Военморпроекта», всей команде во главе с главным архитектором Североморска Анатолием Алексеевичем Шашковым, 100‑летие со дня рождения которого мы будем отмечать в следующем году. Мы от лица Совета ветеранов-­строителей СФ обращаемся к руководству ЗАТО Североморск с предложением увековечить память Шашкова в названии площади, проезда или любого другого городского объекта.

Разные поколения военных строителей тесно дружат, среди своих наставников Владимир Быков отметил генерал-­лейтенанта Алексея Алексеевича Макарычева.

Генерал-­полковник Леонид Вениаминович Шумилов:
— В 1957 году я закончил Высшее военное инженерное техническое училище ВМФ и был направлен в город Полярный в губу Кислую. Моим первым заданием стало строительство двух подземных оружейных хранилищ.
Начало 60‑х годов было ознаменовано Карибским кризисом и мне довелось быть в центре строительной деятельности невиданных масштабов. Минобороны поставило задачу всем военным округам и всем флотам приступить к немедленному строительству подземных ракетных стартовых шахт. «Северовоенморстрой», на тот момент возглавляемый Борисом Лазаревичем Лившицем, был готов к выполнению подобной задачи, так как имел организацию, которая занимается горнопроходческими работами. Именно мне и поручил Борис Лазаревич организовать эти работы. Два года у нас не было ни отпусков, ни выходных, но мы закончили объекты в числе первых по Советскому Союзу. Далее я был назначен в Оленегорск на строительство первой в СССР системы предупреждения о ракетном нападении. Вместе с нами на объекте три года прожил генеральный конструктор этой системы академик Александр Львович Минц. Строили мы и большие антенные сооружения, подземные коммуникации, командные пункты, на объекте трудились свыше 6 тысяч человек, работали круглосуточно. С годами этот объект прошел свое усовершенствование и до сих пор стоит на страже покоя нашей страны.

Источник: https://s-vesti.ru/news/severnyy-flot/2023/08/13/44156-chto-nam-stoit-dokm-postroit/

Раздел создан: 14 августа 2023 г. 11:13, обновлен: 14 августа 2023 г. 11:13